"КАМАЗ" откроет во Вьетнаме торгово-сервисные
центры
Несмотря на мировой финансовый кризис, ОАО "КамАЗ"
собирается построить во Вьетнаме четыре торгово-сервисных центра
компании. Вчера ЗАО "Внешнеторговая компания "КамАЗ",
выступающее агентом автозавода по внешнеторговым сделкам, и вьетнамская
горнодобывающая компания "Vinacomin" договорились вложить
в проект $ 22 млн. Аналитики считают, что реализация проекта продиктована
не экономическими интересами "КамАЗа", а геополитической
задачей российских властей, пишет газета "КоммерсантЪ".
Оператором строительства будет выступать российско-вьетнамское
СП, которое учредят "КамАЗ" и "Vinacomin". Об
этом стороны договорились 28 октября во время бизнес-форума во Вьетнаме,
подписав соответствующее соглашение. Вчера региональный представитель
ВТК "КамАЗ" Василий Цыганов сообщил "Интерфаксу",
что автозавод и "Vinacomin" инвестируют в создание компании
$ 22–23 млн. Из них $ 5,5 млн. будет направлено на формирование
уставного капитала СП, в котором доля "КамАЗа" составит
36%, а владельцами более 50% долей станут компании, входящие в "Vinacomin".
Оборотный капитал в размере $ 18 млн. партнеры намерены привлечь
из внешних источников. По словам господина Цыганова, всего предполагается
построить четыре торгово-сервисных центра в различных частях страны.
Первый будет возведен в следующем году, остальные - до 2011 года,
рассказывает газета.
Четыре года назад "КамАЗ" открыл лицензионную
сборку своих грузовиков на мощностях вьетнамского завода "VMIC"
в городе Кам Фа (принадлежит "Vinacomin"), где было освоено
производство пяти моделей грузовых автомобилей, преимущественно
самосвалов и тягачей. Как напоминает "КоммерсантЪ", правительство
Вьетнама намеревалось наладить массовое производство грузовиков
- до пяти тыс. автомобилей в год, которое полностью покрыло бы емкость
рынка грузовой техники страны. Однако фактическое производство грузовиков
"КамАЗа" в 2006–2007 годах не превысило 500–600 единиц
в год, а общий парк новых и поддержанных грузовиков российского
производителя в стране составляет 4–6 тыс.
"Целесообразность инвестиций трудно назвать
бесспорной", - оценил проект представитель по связям с общественностью
"VOLVO TRUCK" Олег Васильченко. По мнению экспертов, минимальный
срок окупаемости центров составит 5–8 лет, причем их услуги могут
оказаться невостребованными, так как типовой торгово-сервисный центр
"КамАЗа" стоимостью около $ 5 млн. рассчитан на обслуживание
1 тыс. автомобилей в год. Однако аналитики считают, что реализация
проекта продиктована не экономическими интересами "КамАЗа",
а геополитическими задачами российских властей. "Вьетнам по
объему продаж "КамАЗов" не входит в пятерку стран-лидеров
по импорту этой марки. 500–600 машин, собирающихся в этой стране,
это едва 1% от общегодового производства "КамАЗа", - говорит
аналитик ФК "УралСиб" Наталья Сорокина. - Но правительство
России задалось целью увеличения товарооборота с этой страной, в
связи с чем "КамАЗ" на Международной промышленной выставке-ярмарке
IIF-2007 в Ханое впервые был назван в качестве кандидата на создание
новых СП с вьетнамскими партнерами. "Vinacomin" обладает
богатой ресурсной базой (разрабатывает месторождения бокситов для
алюминиевой промышленности), к которой проявляет активный интерес
американская "Alcoa", поэтому понятна заинтересованность
России в сохранении своего присутствия и значимости в регионе".
Сумма первоначальных инвестиций в $ 5 млн. не критична
для "КамАЗа" даже в текущих условиях, отмечают эксперты.
По словам аналитика ВТБ Елены Сахновой, автозавод вынужден был бы
свернуть зарубежный проект только в том случае, если бы от него
потребовались затраты миллионов в сто, заключает издание.