Политика Вьетнама
Высшим органом государственной власти Социалистической
Республики Вьетнам является Национальное собрание, которое избирается
на 5 лет прямым всеобщим голосованием.
Президент избирается на 5-летний срок Национальным
собранием. Премьер-министр формирует правительство и руководит им.
Назначения и смещения министров производятся с согласия Национального
собрания.
Общую стратегию развития страны разрабатывает ЦК
Коммунистической партии Вьетнама (КПВ). Он также определяет и кадровую
политику среди высшего круга должностных лиц. В ЦК КПВ насчитывается
150 членов. Во главе ЦК КПВ находится Политбюро.
КПВ является главной политической силой страны
и практически единственной партией. С ней связана почти вся история
XX в. КПВ была создана в феврале 1930 г. В том же году была переименована
в Коммунистическую партию Индокитая. Основателями КПВ были выходцы
из правящих классов Вьетнама, принявшие марксистские идеи: Хо Ши
Мин, Ле Зуан, Ле Дык Тхо и другие.
Генеральным секретарем ЦК КПВ является Нонг Дык
Мань. Он родился 11 сентября 1940 г. в семье крестьян этнической
группы тайцев в селе Cuong Loi, провинция Bac Can. В молодые годы
учился в Ленинградском лесотехническом институте. На посту генерального
секретаря находится с 2001 г.
Председателем Национального собрания является Нгуен
Фу Чонг, президентом - Нгуен Минь Чиет, премьер-министром - Нгуен
Тан Зунг.
Президент Нгуен Минь Чиет является выходцем с
Юга. Родился в семье крестьян. По образованию математик. В 60-е
гг. XX в. воевал на Юге против американцев. Является одной из основных
политических фигур, реально борющихся с коррупцией и криминалом.
Премьер-министр Нгуен Тан Зунг - также выходец
с Юга. Он родился в 1949 г. в самой южной провинции Вьетнама - Ca
Mau. С 12 лет находился в партизанских отрядах, воевавших с американскими
войсками во время вьетнамской войны, 4 раза был ранен. По образованию
юрист, работал в банковской сфере.
Председатель Национального собрания Нгуен Фу Чонг
- выходец из северного Вьетнама.
Руководство провинций осуществляется Народными
комитетами.
"Дой Мой" - политика обновления
Вьетнама
В середине 80-х гг. XX в. руководство КПВ инициировало
реформы в экономике, с сохранением курса на строительство социализма.
Эта политика стала называться "дой мой", в переводе на
русский - "обновление". В результате сплава рыночных и
плановых элементов в экономике Вьетнаму удалось значительно поднять
жизненный уровень населения, сохранить и укрепить вооруженные силы,
осуществить несколько масштабных экономических программ, таких как
полная электрификация, развитие сотовой связи и интернета, наращивание
экспортных поставок риса, кофе, другой сельхозпродукции, реконструкция
автомобильных дорог, массовое индивидуальное жилищное строительство,
создание современной инфрастуктуры для иностранного туризма, развитие
внутренних и международных авиалиний.
Реформы начались еще в 1979 г. с сельского хозяйства.
В настоящее время все сельское хозяйство находится в частных руках.
Вскоре была ликвидирована госмонополия внешней
торговли, квотирование импорта заменено пошлинами. Затем продолжалась
либерализация в других сферах.
Настоящий момент характеризуется тем, что начата
приватизация крупных государственных монополий (во Вьетнаме используется
другой термин -"эквитизация").
Вместе с положительными сторонами реформ наблюдается
имущественное расслоение. Одним из признаков, указывающих на это,
является предстоящее открытие во Вьетнаме в апреле 2008 г. офиса
"Sotheby's International Realty Affiliates LLC", занимающегося
торговлей престижными объектами недвижимости. Ее президент и CEO
Майкл Гуд завил, что Вьетнам созрел для осуществления проектов,
связанных с предметами роскоши.
Другой проблемой, связанной с реформами, является
коррупция в различных сферах.
Длительное время внутри КПВ проходила широкая дискуссия
- подобает ли члену компартии быть капиталистом, эксплуатируя чужой
труд, и, одновременно, проповедовать населению идеи социального
равенства. Она была вызвана тем, что повсеместно распространенным
явлением стало владение партийными и административными чиновниками
коммерческими структурами. На партийном пленуме ЦК КПВ, проходившем
в июле 2005 г., было принято решение, согласно которому члены партии
могут заниматься предпринимательской деятельностью. Это было подтверждено
и на X съезде КПВ. Кроме того, беспартийным бизнесменам было разрешено
вступать в партию. Одним из условий, на которых предприниматели
могут вступить в КПВ является обязательство не вести эксплуатации
трудящихся при осуществлении своей предпринимательской деятельности.
Ряд вопросов, таких как: в каких масштабах члены
КПВ могут заниматься частной экономической деятельностью, имеют
ли члены КПВ нанимать рабочую силу, имеют ли члены КПВ право использовать
прибавочную стоимость - являются темой непрекращающихся дискуссий.
На практике в КПВ вступают лица, находящиеся на военной и госслужбе.
Большинство предпринимателей не заинтересовано во вступлении в партию.
Коммерческой деятельностью активно занимается
Вьетнамская народная армия, имеющая на своем балансе множество,
в том числе крупных, предприятий. Но, как заявил министр обороны
ВНА Фунг Куанг Тхань, к 2012 г. армия передаст свои предприятия
другим ведомствам, а сама сосредоточится на укреплении обороноспособности.
С развитем коммерческой деятельности увеличивается
расслоение.
Компартии Вьетнама длительное время удается сохранять
свое влияние на все стороны жизни страны, блокируя появление достаточно
сильной оппозиции. Патриотически настроенная часть КПВ, вероятно,
опасается пойти по пути России начала 90-х гг. XXв., когда в угоду
лозунгу о реформах разваливалось все, что было связано с государством:
армия, оборонная промышленность, силовые структуры, здравоохранение,
образование, наука.
На X съезде КПВ, состоявшемся в апреле 2006 г.,
удалось избавиться в руководстве от коррумпированных деятелей, усилить
демократическое развитие КПВ и наметить планы по повышению благосостояния
народа. Генеральный секретарь Нонг Дык Мань заявил, что для ограничения,
оттеснения, пресечения коррупции и других негативных явлений необходимы
не отдельные меры, а комплекс эффективных, решительных и упорных
мер. Он отметил, что разработка и реализация антикоррупционных мероприятий
в стране проводится одновременно по многим каналам, в том числе
законодательным, а также через нравственное самоусовершенствование
каждого из членов партии.
X съезд КПВ поставил задачу вывести страну к 2010
г. из разряда слаборазвитых государств, а к 2020 году превратить
ее в индустриальную.
Проблемами, стоящими на пути дальнейщего развитя
являются преступность, бедность населения в провинциях и районах
проживания национальных меньшинств, коррупция, наркотрафик.
Из так называемого "золотого треугольника",
находящегося на территории Лаоса, Бирмы и Таиланда, через Вьетнам
проходит героиновый трафик, а из Камбоджи - марихуана. В 2006 г.
в стране были осуждены более 13000 наркокурьеров, из них 89 приговорены
к смертной казни.
Больше всего организованных преступных группировок
существует в городе Хошимине. Здесь развит как легальный, так и
нелегальный игорный бизнес, а также торговля людьми. Ежегодно ликвидируется
по несколько десятков банд, продающих людей в притоны Китая и Камбоджи.
На умонастроения многих жителей южных провинций
оказывает наличие родственников и знакомых в США, эмигрировавших
после войны, причем, в самые богатые штаты.
Из оппозиционных течений наиболее известным является
"Блок 8406". В него входят как вьетнамцы, проживающие
в США (они руководят этим течением), так и граждане СРВ. Численность
"Блока 8406", якобы, составляет несколько тысяч человек,
преимущественно интеллигенции. Однако, он не имеет четкой организационной
структуры, поэтому верить этим цифрам сложно.
Во Вьетнаме существуют несколько религий . Их
адепты, в основном, лояльны власти.
Несмотря на все вышеназванные проблемы, общая общественно-политическая
обстановка во Вьетнаме остается положительной. Уровень жизни среднего
человека - главного индикатора стабильности, неуклонно повышается.
Внешняя политика
Вьетнам не состоит в военно-политических блоках.
Он проводит самостоятельную внешнюю политику. Очень хорошие отношения
поддерживаются с Белоруссией, Кубой. Товарооборот же с Белоруссией
составлет всего около $50 млн. Вместе с тем, выбирая из двух Корей,
Вьетнам поддерживает более тесные отношения с Республикой Корея,
нежели чем с КНДР. Южная Корея является самым большим инвестором
в экономику Вьетнама. В октябре 2007 г. состоялся визит Нонг Дык
Маня в Северную Корею, после этого отношения между двумя странами
потеплели.
Хорошие экономические и иные связи развиваются
с Украиной, Казахстаном.
С США отношения сложные, но, в общем, неплохие.
Конфликтными точками являются регулярная критика со стороны США
по поводу преследования диссидентов во Вьетнаме, требования Вьетнама
о компенсациях многочисленным жертвам диоксина во время войны (речь
идет о многих миллиардах долларов), антивьетнамская деятельность
некоторых групп вьетнамской диаспоры в США. США являются крупнейшим
импортером вьетнамских товаров. Американские фирмы рвутся во Вьетнам,
пока рабочая сила там дешева. В условиях нарастающей полемики с
Китаем вокруг островов Спратли Вьетнам пытается найти себе союзника
в этом вопросе в лице США. Америка, конечно, не упустит шанс по
сдерживанию Китая с помощью Вьетнама.
В последнее время быстро развиваются связи с Индией,
особенно, экономические.
В октябре 2007 г. Вьетнам стал непостоянным членом
Совбеза ООН.
|