Камрань - крупнейшая база России. Начало и конец
В середине 60-х годов прошлого века американцы
в глубоководном заливе Камрань в Южном Вьетнаме создали базу 7-го
флота США. Именно в Камрани они стали проводить первые опыты с дрессированными
дельфинами, вооруженными взрывчаткой и баллонами с парализующим
газом для уничтожения кораблей и водолазов противника. С помощью
обученных дельфинов было уничтожено 60 пловцов, пытавшихся взорвать
корабли США, стоявшие на рейде. Впоследствии военно-морская база
была передана социалистической республики Вьетнам (СРВ).
СССР давно хотел иметь военно-морскую базу на просторах
юга Тихого океана и как потенциальное место рассматривал бывшую
базу США Камрань. Однако вьетнамцы не спешили уступать ее русским.
Начало и рассвет
В декабре 1978 г. представительная делегация офицеров
ТОФ под руководством адмирала Козлова прибыла во Вьетнам. Тогдашний
главком ВМФ Адмирал Горшков дал указание ознакомиться с тем, что
осталось в Камрани после американцев. Также нужно было выяснить
отношение вьетнамского командования к возможности использования
этого места для базирования кораблей ТОФ.
База занимала большую территорию: чтобы объехать
ее, потребовалось около трех часов. Судоремонтная мастерская, снабженная
гидроподъемниками по 100 т, могла обслуживать крупные суда, а два
бетонированных причала были способны принимать корабли любого класса.
Правда, один причал был серьезно поврежден. Все объекты соединялись
системой водо- и энергоснабжения. Имелся аэродром с двумя взлетными
полосами протяженностью более 3000 м, одна из них нуждалась в достройке.
Адмирал Козлов связался с Москвой и доложил главкому,
что после восстановительного ремонта в Камрани можно иметь хороший
пункт материально-технического обеспечения кораблей (ПМТО). Тут
же подготовили проект протокола и ряд справочных материалов для
обсуждения с вьетнамским руководством.
Согласование текста протокола с командующим ВМФ
Вьетнама контр-адмиралом Кыонгом было сложным. 30 декабря подписали
протокол, и в тот же день делегация вернулась в Москву. Однако вопрос
передачи базы русским затягивался. И только февральское наступление
китайцев на Вьетнам ускорило процесс заключения договора. Наличие
русской базы во Вьетнаме явилось бы мощным сдерживающим фактором
для дальнейших попыток китайцев к вооруженным выступлениям.
Окончательные переговоры по созданию ПМТО и его
совместному использованию, как и подписание двустороннего соглашения,
были проведены в Ханое первым заместителем главкома ВМФ адмиралом
флота Смирновым. В результате 2 мая 1979 г. правительства СССР и
Социалистической Республики Вьетнам подписали соглашение об использовании
Камрани как ПМТО 15-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота.
Был заключен договор о бесплатной аренде на 25
лет, по которому разрешалось одновременное присутствие здесь 10
надводных кораблей, 8 подводных лодок с плавбазой и 6 вспомогательных
военно-морских судов. И уже в мае 1979 г. советская субмарина впервые
зашла в залив Камрань. Это была АПЛ «К-45».
Ветер сильный, жара невыносимая
Российские подводники рассказывали потом, что чувствовали
себя как в кастрюле с кипятком. С сентября на аэродроме Дананг стали
базироваться советские самолеты-разведчики. На базе соорудили хранилище
на 7 тыс. т горючего и 150 т боеприпасов.
В декабре 1979 г. базу уже посетил главнокомандующий
адмирал флота СССР Горшков. В апреле 1980 г. на борту «ПМ-156» на
полуостров Камрань прибыл первый состав ПМТО в количестве 50 человек.
В течение пяти лет СССР сформировал в заливе Камрань
крупнейшее соединение кораблей: если в 1979 г. там было 8 судов,
то к концу 1983 г. их насчитывалось уже 22, включая 4 субмарины
(атомных и дизельных), 6 крупных надводных кораблей. С 1983 г. здесь
стала базироваться 15-я оперативная эскадра Тихоокеанского флота.
В апреле 1984 г. советское соединение, в составе
которого был авианосный крейсер «Минск» и большой десантный корабль
«Иван Рогов», осуществило в ходе учения первую высадку советских
десантников на вьетнамском побережье.
Вскоре с Вьетнамом был заключен контракт на строительство
новых объектов базы в счет безвозмездной помощи СРВ. На это было
задействовано 10 тыс. демобилизованных контрактников из стройбата.
За период с 1984 г. по 1992 г. было построено около 30 объектов,
в том числе станция слежения за спутниками. Аппаратура Камрани,
обслуживаемая 40 специалистами, не только отслеживала спутники,
но и идеально справлялась с мониторингом острова Хайнань, имевшим
базу радиоперехвата.
В результате упорной работы была модернизирована
вся инфраструктура, включая причальный комплекс, аэродром с несколькими
взлетно-посадочными полосами, объекты материально-технического обеспечения,
возведена новая радиолокационная станция. В итоге Камрань стала
крупнейшей военной базой СССР за рубежом. Советские военные корабли,
совершавшие океанские походы (в том числе в Индийский океан и зону
Персидского залива), заправлялись на ней топливом, пополняли запасы,
проходили ремонт. На базе размещался отдельный смешанный авиационный
полк, в состав которого входили 4 самолета Ту-95, столько же — Ту-142,
эскадрилья Ту-16 различных модификаций (около 20 единиц), эскадрилья
Миг-25 (примерно 15 единиц), 2 транспортных самолета типа Ан-24
и 3 вертолета Ми-8. Кроме этого к полку была приписана база противолодочного
и ракетного вооружения и ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть).
Конец или возрождение?
В конце 80-х, когда в Советском Союзе происходила
перестройка, а об армии начали потихоньку забывать, военное присутствие
на базе стало сокращаться. К началу 1990 г. в Камрани остался всего
один авиаотряд из шести самолетов, а большая часть причального флота
и портовых сооружений перешла в постоянное пользование вьетнамской
стороны.
Дисциплина на базе падала. В 1995 г. благодаря
перехваченной центром информации были раскрыты операции по транспортировке
наркотиков, осуществляемые бывшими сотрудниками российских спецслужб.
Сотни килограммов марихуаны изъяли на пришедшем из Камрани во Владивосток
госпитальном судне «Иртыш»…
А в 1995 г. при заходе на посадку в аэропорту Камрани
погибли три из пяти Су-27 эскадрильи «Русские витязи», возвращавшиеся
в Россию с аэрошоу в Малайзии. «Разбор полетов» потом показал, что
радиолокационный пункт в Камрани «витязей» не вел и необходимый
при приземлении маневр на свой страх и риск осуществлял командир
группы, находившийся в Ил-76.
Все это начало раздражать вьетнамцев: база, которая
уже не могла напугать китайцев, была им не нужна. В 1998 г. Ханой
напомнил Москве о том, что срок аренды истекает в 2004 г., и предложил
продлить ее с ежегодной платой в $300 млн. В это же время Китай
и США предлагали за аренду Камрани $500 млн.
В 2000 г. командование ВМФ России официально заявило,
что будет более активно использовать ПМТО. Как объяснили в Главном
штабе ВМФ, «это связано с возобновлением активных действий кораблей
в Тихом и Индийском океанах», и пообещали, что «в ближайшее время
на неотложные ремонтные работы на ПМТО поступят 500 тыс. руб.».
Однако уже через год появились первые сообщения о том, что Россия
решила не возобновлять договор об аренде.
24 июля 2001 г. министр обороны России Иванов выразил
мнение, что России «надо уходить из Камрани». Окончательное решение
было принято на основании доклада главкома ВМФ адмирала Куроедова
о нецелесообразности дальнейшего содержания базы.
Сейчас по Камрани снуют отдыхающие иностранцы —
военный объект превращается в туристический. Вьетнамское правительство
решило использовать Камрань в гражданских целях. Как отмечала в
августе 2008 г. китайская газета «Саус чайна монинг пост» в материале
«Камрань вновь выходит на свет стратегического развития», «крупная
российская девелоперская компания «Миракс групп» выиграла в августе
2008 г. лицензию на строительство в Камрани курорта стоимостью $200
млн».
Его основой должен был стать 5-звездочный отель
на 300 мест, а также 100 вилл. Сегодня над крупнейшим застройщиком
страны нависла угроза банкротства, но лицензию на освоение Камрани
«Миракс» никому не продал, хотя активные работы по строительству
фешенебельного курорта и приостановил.
Источник: www.konkurent.ru
24.02.2009
|