Д.Д. Войтко. На горячей земле сражающегося Вьетнама
Для меня сообщение о необходимости поездки в ДРВ
было весьма неожиданным, хотя информации о происходящих там событиях
было достаточно много, в том числе и о пребывании в дружеской нам
стране советских военных специалистов и их участии в боевых действиях
с американской авиацией.
Произошло это в конце августа 1966 года, буквально
на следующий день после возвращения зенитно-ракетного дивизиона,
в котором я проходил службу, с полигона, где были проведены боевые
стрельбы и дивизион получил оценку «отлично».
После почти месячного пребывания в песках на Юге
нашей страны, уставший от изнурительной жары но, находясь в приподнятом
настроении, я (будучи еще холостым), получив от командира на одни
сутки «увольнительную», отправился в город, чтобы отдохнуть и встретиться
с друзьями.
Вечер был прекрасным, были музыка и вино, и когда
ужин приближался к завершению, в зале ресторана неожиданно появился
мой непосредственный начальник (командир группы) и сообщил, что
меня срочно вызывают в штаб полка по весьма важному вопросу.
А завершилось все это моей отправкой в октябре
1966 года в составе большой группы советских военных специалистов
в ДРВ.
Приземлились мы под г. Ханоем ночью. Нервы у всех
напряжены (как никак подавляющее большинство из прибывших впервые
ступили на землю, где полыхает огонь войны). А тут еще мерцающие
вспышки на фоне темного южного неба и доносящееся до аэродрома эхо
взрывов бомб.
Ехали с аэропорта до г. Ханоя на автомашинах практически
c выключенными фарами. Включенные подфарники светили только под
колеса автомашины. Впрочем, таким же образом происходили передвижения
по территории ДРВ в течение всего срока моей службы во Вьетнаме.
После непродолжительного пребывания в г. Ханое,
связанного с решением организационных вопросов, я в составе полковой
группы СВС из десяти человек во главе с участником Великой Отечественной
войны полковником Василием Григорьевичем Байковым (к большому сожалению
уже ушедшим из жизни) отправился на самый юг ДРВ в провинцию Нгеан
на замену «отработавших» свой срок товарищей.
Хочется добрым словом вспомнить моих боевых товарищей
по Вьетнаму – членов нашей полковой группы. Это были:
Главный инженер полка подполковник Юрий Петрович
Меньших;
Офицер наведения ст. лейтенант Юрий Каратаев;
Техник кабины «П» ст. лейтенант Василий Петрович Игревский;
Техник СВК ст. лейтенант Александр Степанович Попаденко;
Техник РПК ст. лейтенант Владимир Пасько;
Командир взвода стартовой батареи лейтенант Иван Морозов;
Командир взвода разведки (СРЦ) ст. лейтенант Юрий Жданов;
Военврач капитан Владимир Михайлович Кокарев.
Добирались до места назначения две ночи. В ходе
этой поездки мы попали в ряд нестандартных для нас ситуаций, которые
в дальнейшем стали нормой.
В частности, в первую ночь нашей поездки мы неожиданно
встретили на своем пути водную преграду, которая образовалась в
результате тропического ливня, когда вместо пересекающего дорогу
маленького ручейка (а таких во Вьетнаме тысячи) образовалась река
шириной примерно в пятьдесят метров и достигающая глубины порядка
полутора метра. Это заставили нас раздеться почти до гола, одежду
закрепить на голове, а наших два автомобиля (ГАЗ-69) на руках перенести
на другой берег и таким образом продолжить свой путь.
Во вторую ночь на горной дороге перед нами возникло
непреодолимое препятствие в виде огромной воронки, образовавшейся
от недавно взорвавшейся авиационной бомбы. В результате путь оказался
закрытым. На дороге образовалась огромная пробка автомашин (главным
образом грузовых, доставлявших грузы на Юг). И тут на помощь пришли
местные жители (крестьяне), которые при ликвидации этой преграды
поистине творили чудеса. Темной ночью они, практически без освещения
и специальной дорожной техники (используя только кирки, лопаты и
корзины) в достаточно короткий промежуток времени восстановили дорогу,
и движение транспорта было продолжено.
По прибытию к месту назначения, мы сразу же включились
в работу. Прежде всего встретились с командованием 238-го зенитно-ракетного
полка (ЗРП) Вьетнамской Народной армии (ВНА) и зенитно-ракетных
дивизионов, обсудили обстановку в районе дислокации полка, состояние
техники и стоящие перед полком задачи. Командиром 238-го полка был
подполковник Хой, его заместителем – майор Кань, главным инженером
- майор Нгок. Все они были профессионально подготовленными командирами,
уже имеющие достаточно большой боевой опыт отражения налетов американской
авиации.
Особенностью 238-го ЗРП, в расположение которого
прибыла наша группа, являлось то, что он находился на переднем рубеже
противовоздушной обороны ВНА в единственном числе и выполнял боевые
задачи без прикрытия другими средствами, а поэтому его боевые единицы
(дивизионы), дабы избежать потерь, вынуждены были после каждого
применения огневых средств (пуска ракет) осуществлять смену боевых
позиций и устраивать для американской авиации новые «засады». Вместе
с ними перемещались по югу ДРВ и мы.
Главной задачей группы являлось поддержание зенитно-ракетных
комплексов (ЗРК) в технически исправном состоянии и постоянное повышение
боевой и технической выучки военных специалистов полка. Техническая
часть задачи решалась путем выезда соответствующих специалистов
на объекты (дивизионы), где производилось устранение неисправностей
(неполадок) или же проводились совместно с вьетнамскими специалистами
плановые профилактические (регламентные) работы. Количество таких
поездок никто не определял и не считал. Их необходимость, срочность
и неожиданность воспринимались всеми специалистами группы спокойно,
как долг или как было принято в СССР - НАДО!
Одновременно шло обучение вьетнамских специалистов
и передача им практического опыта. При этом решению второй части
главной задачи, а именно, обучению, значительное внимание уделялось
в те периоды времени и тем боевым единицам полка, которые по тем
или иным причинам не могли вести боевые действия.
Безусловно, что в ходе выполнения поставленных
перед группой задач возникало много различных ситуаций и обстоятельств
обусловленных, прежде всего особенностями той обстановки, которая
имела место в районе дислокации полка. Это практически непрерывное
нахождение в воздушном пространстве самолетов-разведчиков или боевых
самолетов противника, отсутствие (разрушение после авиационных налетов)
мостов через реки, число которых во Вьетнаме огромное, и постоянные
налеты американской авиации на паромные переправы (в ночное время
- с осветительными бомбами), через которые приходилось переправляться
при поездках на объекты. Свой отпечаток накладывали тяжелые климатические
условия Вьетнама: жара, высокая влажность, приводящие к потере значительной
части человеческого веса, а иногда и сознания.
В этом плане мне бы хотелось остановиться лишь
на одном примере, который, на мой взгляд, позволит подчеркнуть то,
в каких сложных условиях советским военным специалистам приходилось
выполнять свой воинский долг.
В начале февраля 1967 года по случаю праздника
вьетнамского Нового года Тэт по восточному календарю в боевых действиях
между США и Северным Вьетнамом на несколько дней было объявлено
перемирие.
Воспользовавшись такой паузой, командование ВНА
принимает решение направить в район демилитаризованной зоны (17-й
параллели) зенитно-ракетный дивизион с целью организации там «засады»
и нанесения по врагу неожиданного удара. Вслед за дивизионом отправилась
туда и наша группа.
Обстановка на границе между Севером и Югом по
настоящему напоминала прифронтовую (в полном смысле этого слова).
Большая часть домов там было разрушено нескончаемыми бомбардировками.
Большинство местного населения жило в землянках. В землянках разместили
и нас.
Практически в каждом доме (землянке), где нам
пришлось побывать, на стенах висели винтовки и связки гранат. Население
было готово вступить в неравную схватку с агрессором, который оккупировал
Юг, и в любой момент времени мог вторгнуться на территорию Севера.
Несмотря на новогоднее перемирие, американская тяжелая артиллерия
продолжала обстрел территории ДРВ (снаряды постоянно свистели над
нашими головами). Происходило непрерывные перемещения с Юга на Север
(на отдых) и обратно (для продолжения борьбы) групп бойцов освободительной
армии. И на этом фоне наблюдалось наглое поведение американских
летчиков, которые буквально в 5-10 км от нашего расположения, совершая
круг за кругом, тренировались на точность бомбометания. За такую
самоуверенность они вскоре серьезно поплатились. Но об этом чуть
ниже.
По прибытию в «зону» (после небольшого отдыха)
группа отправилась на позицию дивизиона. К этому времени ЗРК уже
был развернут и достаточно хорошо замаскирован. Началась тщательная
подготовка техники к выполнению ответственной задачи. Работы велись
днем и ночью, так как период перемирия был очень коротким, а поставленная
задача требовала готовности дивизиона к выполнению боевой задачи
до его окончания.
Благодаря совместным усилиям советских и вьетнамских
специалистов все подготовительные работы были выполнены в установленный
срок, а параметры ЗРК были приведены в норму.
Следует подчеркнуть, что вьетнамские товарищи
очень бережно относились к советским специалистам и в минуты опасности
прилагали все усилия, чтобы сберечь им жизнь. На этот счет было
прямое указание самого Президента Хо Ши Мина. Это проявилось и в
той обстановке, в которой мы находились.
Закончилось время перемирия, ЗРК к бою готов и
командование ВНА предлагает нашей группе уехать из «зоны», дабы
не подвергать нас опасности. При попытке старшего группы возразить
на такое предложение ему было вежливо заявлено: «Вы свою часть задач
выполнили, а мы постараемся ее завершить. Мы отвечаем за жизнь каждого
из вас».
Подобная забота и внимание оказывалось нам и во
время налетов на боевые позиции ЗРК, и во время поездок по территории
ДРВ и при других опасных обстоятельствах. О том, что нас на каждом
шагу подстерегала опасность, мы еще раз убедились, возвращаясь из
«зоны».
Наш отъезд из «зоны» происходил уже в тот период,
когда возобновились интенсивные налеты авиации на территорию ДРВ.
Поездка оказалась весьма сложной. Ехали ночью. Земля и небо буквально
полыхали от взрывов бомб и висящих повсюду «фонарей». Ехали медленно,
часто приходилось останавливаться и прятаться под деревья или же
в канавы. Все обошлось.
Поздно ночью мы подъехали к переправе через реку,
ширина которой составляла порядка 500-600 метров. К счастью к этому
времени на окружающей нас территории наступило затишье (возможно,
что янки отправились отдыхать) и мы на пароме благополучно преодолели
водную преграду. Вьетнамские товарищи тут же поселили нас на отдых
в деревне, находящейся вблизи от реки. Спали на циновках. Сон (после
пережитого в пути) был тревожным. А утром местные жители сообщили
нам о том, что паром, на котором мы переправлялись ночью, подорвался
на плавающей мине, которые в то время американцы начали широко применять
в устьях больших рек в местах переправ. Как выяснилось, подрыв парома
произошел при совершении им следующего после нас рейса. Так что
нам в очередной раз повезло.
Через несколько дней после возвращения к месту
своего «постоянного» пребывания, мы получили сообщение о том, что
в районе 17-й параллели вьетнамские ракетчики 238-го ЗРП впервые
сбили американские стратегические бомбардировщики В-52. Позже были
уточнены подробности этого боя:
Хорошо замаскировавшись, соблюдая режим полного
радиомолчания, дивизион затаился в засаде. Американские летчики,
в очередной раз уверовав в свою безнаказанность, тройкой В-52 совершили
очередной налет на близлежащие к 17-й параллели объекты ДРВ без
помехового прикрытия, за что и поплатились – тремя ракетами вьетнамцы
сбили два В-52. Один из них упал в горах на территории Лаоса, второй
- в море, а третий «дал деру».
Безусловно, огромную роль в успехе сыграл фактор
внезапности - засада, да и техника не подвела. Этот успех явился
результатом совместных усилий советских и вьетнамских военных специалистов.
К большому сожалению, не удалось выйти из боя без потерь и ЗРК.
Самолетами прикрытия он практически был полностью разбит и восстановлению
не подлежал - американцы не могли спокойно перенести свое поражение.
В заключение следует отметить, что в период участия
советских военных специалистов в боевых действиях во Вьетнаме был
накоплен значительный опыт в части боевого применения радиолокационных
средств и их эксплуатации в экстремальных условиях, который способствовал
дальнейшему развитию и совершенствованию зенитно-ракетных средств
войск ПВО страны.
Март 2004 г.
Войтко Дмитрий Данилович, полковник.
Кандидат технических наук, имеет ученое звание
- старший научный сотрудник (доцент).
Родился 01.11.1942 г. в Винницкой области.
В 1960 г. поступил в Житомирское Краснознаменное
военное радиотехническое училище после окончания которого в 1963
г. продолжал службу в Войсках ПВО.
С октября 1966 по октябрь 1967 гг. участвовал
в боевых действиях во Вьетнаме старшим техником координатной системы
ЗРК.
После возвращения из Вьетнама назначен на должность
начальника 1-го отделения – офицера наведения зенитно-ракетного
дивизиона. В 1974 г. окончил Харьковскую Военную инженерную радиотехническую
академию им. маршала Говорова и был направлен в Москву в военный
НИИ, где и закончил службу заместителем начальника отдела в 1996
году.
Награжден орденом «Красной Звезды», знаком «Воин-интернационалист»
и 12 медалями в т.ч. вьетнамской медалью «Дружбы».
Источник: www.nhat-nam.ru
|